RUSENG

Родился в 1957 году в Днепропетровске. С 1958-го по1991-й жил в Запорожье. С 1991 года живу в Москве.

Выставки
1979–1991 – коллективные и персональные в Запорожье
1987 – персональная в Днепропетровске
1981–1987 – в Испании, Дании, Румынии, Чехословакии…
1988 – в Чебоксарах
1987–1988 – групповые в Москве
1989 – «150 лет фотографии в Манеже в Москве»
1989 – персональная в Союзе фотохудожников России в Москве
1993 – групповая в Москве
1993 – «Украинская фотография сегодня», куратор Борис Михайлов, Rutgers Arts Center, New Brunswick, New Jersey USA
1996 – в галерее Leica, Нью-Йорк, USA
1998 – персональная на фотобиеннале в Москве
1998 – персональная в галерее «Русское поле» в Москве
2001 – персональная «Москва – Петушки» в национальной библиотеке им. Щедрина, Санкт-Петербург
2006 – групповая на фотобиеннале в Москве
2006–2016 – создание интернет-проекта http://www.photo-xyz.ru/ (za 101 км), участники: Александр Щемляев, Александр Сигидин, Владимир Филонов, Евгений Компанийченко, Максим Дмитриев, Марлен Матус, Семен Просяк, Сергей Чиликов, Сергей Николаев
2008 – персональная выставка «Люди на суше» в галерее «Глаз», Москва
2011 – участник международного портфолио-ревю в Москве для российских фотографов
2016–2017 – участник IV фотобиеннале в залах Мраморного дворца Русского музея
2020 – участник проекта Пушкинского музея, в котором люди, связанные с искусством, делятся своим опытом осмысленного проживания времени, "100 способов прожить минуту"   https://100waystoliveaminute.pushkinmuseum.art/b_mediaquarantine/nikolaev/index.php?lang=ru
2021 – выставка фотографий, сделанных в 1990 году Сергеем Николаевым и Владимиром Филоновым, в Кенозерском национальном парке к 30-летию парка http://www.kenozero.ru/o-parke/materialy/novosti/v-kenozere-otkrylas-vystavka-fotografiy-sdelannykh-nakanune-rozhdeniya-natsionalnogo-parka/

Публикации

1988 – в книге «Russian modern photo», Финляндия
1989 – фильм «Красная серия» (Франция, документальный), режиссер Иван Дыховичный
1989 – «Фото-89», фотоальманах, издательство «Планета», Москва
1991–1994 – публикации в газетах и журналах: «Независимая газета», «Родина», «Столица»…
1994–1998 – сотрудничество с газетой «Коммерсантъ»
1999–2010 – сотрудничество с газетой «Ведомости»
2012–2017  – сотрудничество с театром
1998 N5 – портфолио в журнале «Фотомагазин» file:///C:/Users/Admin/AppData/Local/Temp/Fotomagazin_1998_39_05.pdf
2004 N7 – портфолио в журнале «Foto & Video»,  http://www.foto-video.ru/art/portfolio/1933/
2006–2016 – мой проект http://www.photo-xyz.ru закрыт
2012 – публикация http://ezotera.ariom.ru/2012/10/16/xyz.html

Коллекции

Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва)

Государственный Русский Музей (Санкт-Петербург)

ММАМ (Москва)

Tokyo Photographic Art Museum

Мир вовне – поток жизни, внутри меня – тоже поток жизни. И эти два потока взаимодействуют 24 часа. В какие-то моменты жизни, когда фотоаппарат под рукой, и во мне резонирует увиденное, и я нахожу в себе силы, время, решимость… я достаю фотоаппарат и снимаю. В этот момент в этой точке… Два потока соединились – и этому зримый результат на пленке, на матрице. И так возникает еще один поток, поток фотоизображений.
В детстве после дождя мы выходили с друзьями на улицу и пускали спички-лодки по несущемуся вдоль бордюров, между автодорогой и пешеходной, потоку воды. Спички часто застревали в упавших ветках или листьях, и ты только мог подтолкнуть свою лодку… И так снова и снова быть в потоке…
 Сейчас в «мой» поток попадает пространство. Многослойность пространства с «секретом», растрированное пространство, структуры пространства и попытки показать так, чтобы «ничего» не показать… А съемка людей перестала быть интересной, и я, как правило, отсекаю их как рекламу. Они – поме-Ха созерцать 8½ капель дзен и У-слышать «Звук хлопка одной ладони»…
 
Хайку Басе:
 Старый пруд!
Прыгнула лягушка.
Всплеск воды.
 
А если вы хотите по-простому, то я снимаю заборы, сетки, решетки, граффити, стены, дома, стройки…